Психологическая поддержка старшеклассников, участвующих в ЕГЭ (памятка для родителей)

Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
Причина 1. Сомневаются в полноте и прочности своих знаний и в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
Вы не сможете выучить за Вашего ребенка весь учебный материал, но вы можете помочь ему использовать время для подготовки к экзамену максимально эффективно:
- Организовать режим; оказать помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки. Обсудить, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составить план подготовки.
- Вместе определить, «жаворонок» выпускник или «сова».Если «жаворонок» — основная подготовка проводится днем, если «сова» — вечером.
- Следить за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления
- Настраивать Вашего ребенка и вселять в него уверенность в знании материала, т.к. он является пройденным.
- На период подготовки к экзамену освободить старшеклассника от дополнительных домашних обязанностей, пусть свое время посвятит подготовке к тестированию.
- Договориться с выпускником, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.
Причина 2: Страх незнакомой, неопределенной ситуации.
Вы можете помочь разобраться в организационных моментах ЕГЭ и участвуйте в подготовке к экзамену:
- Собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для Вашего ребенка ситуацией неопределенности.
- Провести репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
Причины 3 и 4: Страх перед экзаменом в силу личностных особенностей — тревожности, неуверенности в себе. повышенную ответственность перед родителями и школой, высокую значимость экзамена для своего будущего.
Вы можете формировать психологическую готовность к экзамену:
- Проявлять понимание, оказывать поддержку, верить силы Вашего ребенка, создавая ситуацию успеха, чтобы повысить его уверенность в себе.
- Отказаться от упреков, доверять ребенку (например: если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов).
- Создавать эмоционально спокойную, ненапряженную атмосферу. (Обратите внимание на свой эмоциональный настрой, он передается ребенку и может проявиться в ситуации экзамена.)
- Не стоит постоянно напоминать о том, что этот экзамен жизненно важный и без него невозможно ничего добиться. Этим Вы только увеличите эмоциональное напряжение. Наоборот – спокойно обсудите различные варианты развития событий, покажите что возможностей всегда много. Помните, что ощущение того, что несданный экзамен – это «конец всего» только помешает работе.
- Старайтесь как можно чаще напоминать своему ребенку, что ваша любовь не зависит от его достижений. Одновременно не упускайте возможности показать, что гордитесь им.
Педагогог-психологог Михеева Г.И.